«Управление ИТ-активами. Подход и практика.»

English: IT asset management (ITAM). Approach and practice. 

Описание курса:

Длительность: 16 часов

Цена -130 000 тенге

Даты-27-28 июля


Цель курса

Обзор источников знаний по ITAM (IBPL, ITIL, ISO20000, ISO19770, Cobit), обобщение, формирование подхода управления ИТ-активами, с учётом российской специфики. Практики по управлению ИТ-активами на базе единого бизнес-кейса.


Приобретаемые навыки

После успешного завершения обучения слушатели курса получают ознакомление с мировыми источниками знаний по управлению ИТ-активами, подходе к организации управления ИТ-активами, актуальном для российской действительности, а также практические навыки управления ИТ-активами:

  • Понимание цели и задач управления ИТ-активами.
  • Понимание жизненного цикла ИТ-активов и сопутствующих факторов на этапах ЖЦ.
  • Понимание подхода к контролю ИТ-активов на протяжении всего жизненного цикла от закупки до вывода из эксплуатации.
  • Понимание действий целесообразных для контроля использования и эксплуатации
    ИТ-активов.
  • Опыт построения сервисно-финансовой модели (СФМ), отражающей все источники затрат, статьи затрат, с учётом их коэффициентов влияния на конечную стоимость ИТ-сервиса.
  • Возможности контроля и расчёта стоимости владения ИТ-активами (TCO), затрат по
    ИТ-активам и пример расчёта возврата инвестиций (ROI).


Предварительная подготовка к курсу 

Желательно прохождение обучения по курсу «Основы ITIL», но не обязательно.


Программа курса:

Часть 1. Теория и практика

Введение: 

  • Назначение управления ИТ-активами;
  • Основные понятия по управлению ИТ-активами;
  • Типы ИТ-активов: 

       - Аппаратное обеспечение (АО);

       - Программное обеспечение (ПО);

       - ИТ-системы.

Цели и задачи управления ИТ-активами.

  • Цели управления ИТ-активами;
  • Задачи управления ИТ-активами;
  • Ракурсы управления ИТ-активами;
  • Сложности на пути внедрения управления ИТ-активами;
  • Преимуществ организации управления ИТ-активами;
  • Уровни зрелости управления ИТ. Обзор Gartner.

Практика №1: Бизнес-кейс («Пример»).

Жизненный цикл ИТ-актива.

  • Модель жизненного цикла ИТ-актива; 
  • Статьи затрат по ИТ-активам.

Практика №2: Для «Примера» необходимо определить классификацию затрат, подлежащих контролю.

Обзор мировых практик по управлению ИТ-активами.

  • ITIL; 
  • ISO20000, ISO19770; 
  • CobiT;
  • IBPL.

Методологии ITSM и ITAM, в чем разница и что общего?

  • Методология ITAM и ITSM: два взгляда;
  • ITAM и ITSM: в чем разница?
  • ITAM и ITSM: что общего?

Обобщение практик и рекомендуемый подход к организации управления ИТ-активами.

  • Обобщение мирового опыта по управлению ИТ-активами.
  • Подход к организации управления ИТ-активами. Общая картина.
  • Процессная модель управления ИТ-активами.
  • Пример ролевой структуры управления ИТ-активами.

Практика №3: Предложить понимание задач процессов.  

Обзор процессов управления ИТ-активами*

  • Управление закупками/разработками;
  • Учёт и контроль ИТ-активов (по типам):

    • Аппаратное обеспечение (АО), 
    • Программное обеспечение (ПО), 
    • ИТ-системы. 
  • Управление ИТ-контрактами.

*По каждому процессу: цели, задачи, процедуры, ролевая модель, результаты, особенности.

Практика №4: Построение процессной модели.  

Процесс Управление ИТ-финансами

  • Цели, задачи, процедуры (подробно), ролевая модель, результаты, особенности;
  • Построение сервисно-экономической/финансовой модели (СЭМ/СФМ); 
  • Расчёт себестоимости ИТ-сервисов; 
  • Оценка стоимости эксплуатации; 
  • Методика расчёта ТСО (пример СЭМ/СФМ для физической ИТ-инфраструктуры); 
  • Учёт рисков в расчетах; 
  • Методика расчёта ROI; 
  • Пример расчётов и анализа результатов расчётов; 
  • Расчёт финансовой отдачи (ценности) ИТ-сервисов для основной деятельности.

Практика №5: Построение СЭМ/СФМ для «Примера», расчёты. 

  • Методика расчёта ТСО (пример СЭМ/СФМ для виртуальной ИТ-инфраструктуры).

Практика №6: Пример расчёта стоимости эксплуатации ИТ-сервисов с учётом контрактов.


Расчёт финансовой отдачи (ценности) ИТ-сервисов для основной деятельности. Обсуждение примеров.
Практика №7: Пример расчёта вклада ИТ для обеспечения основной деятельности.


Метрики, актуальные для управленческих решений. 
 
Практика №8: Примеры метрик.

Целевая процессная модель управления ИТ-активами, пример построения.


Взаимодействие ИТ с другими бизнес-подразделениями и их системами (бухгалтерия, поставщики, склад, юристы и пр.)

Факторы успеха организации управления ИТ-активами.


Финальная практика

Обобщение результатов практик.
 Подготовка ИТ-директора к встрече с Ген. Директором:

  • для обоснования затрат за прошедший год;
  • для защиты ИТ-бюджета на будущий год.

Выводы.


Упражнения:

На протяжении всей первой части курса проводится ряд взаимодополняющих друг друга, связанных упражнений-практик, на базе общего бизнес-кейса (Примера), содержащего перечень оборудования, ПО и ИТ-систем. Решение практик выполняется последовательно, по мере освоения теоретического материала курса. Проводится практика решения задач по управлению ИТ-активами, что позволяет закрепить понимание теории на практике, решая задачи по управлению ИТ-активами.


Опыт преподавателя (автора курса):

  • Соавтор создания практики ITAM в ITIL v4 (AXELOS Global Best Practice).
  • Эксперт itSMF Россия, руководитель направления ITAM itSMF.
  • Руководитель проекта «Разработка ГОСТ Управление ИТ‐активами (ITAM)».
  • ITAM/ITSM процессный архитектор, Генеральный Директор компании Unic IT.
  • Преподаватель: РАНХиГС, МФТИ, РЭУ Плеханова (МЭСИ), МИИТ МВА, РШУ, УЦ R‐Style,
  • Микротест, Академия ИТ, Cleverics, 1С‐Рарус.
  • 20 лет работы в ИТ сфере по внедрению ITSM и ITAM решений.
  • 10 лет работы директором департамента ITSM решений, который реализовывал одни из

первых проектов по управлению ИТ‐активами в России.

  • Сертификат Certified Hardware Asset Management Professional (IAITAM).
  • Сертификат IT Service Manager (EXIN).
  • Автор первого русскоязычного курса по управлению ИТ‐активами в России.
  • Личный опыт участия в нескольких проектах по управлению ИТ‐активами.
  • Курс был создан на базе опыта внедрения ITAM в российской действительности.